Градостроительство

Коридор власти

[thumb]/files/u11/cfe092bb799958d25b30329d7217182c.jpg[/thumb]
В архитектуре главных городских сооружений угадываются шедевры исламского зодчества: так, мост Putra воспроизводит формы моста Хаджу в Исфахане

Административный центр Малайской Федерации возводится в 25 км к югу от исторической столицы страны Куала-Лумпура. Последний остаётся самым крупным городом Малайзии с населением 6,9 млн жителей (считая всю агломерацию), её главным деловым, торговым и финансовым центром. Перевод министерств и других госучреждений в построенный с нуля сателлит – одно из направлений национальной политики по обеспечению сбалансированного развития столичного региона, охватывающего долину реки Кланг. По замыслу руководителей страны, город-спутник должен стать полноценной столицей государства, его чётко функционирующим «нервным центром» и при этом идеальным местом для работы и проживания всех жителей города. О том, оправдает ли дерзкий проект связанные с ним ожидания, можно будет говорить не ранее, чем через пять-семь лет, когда будут завершены основные объекты, однако уже сейчас масштаб достигнутого производит впечатление.
Решение вынести административные функции за пределы Куала-Лумпура было принято в середине 1980-х гг1. За годы правления премьер-министра Махатхира Мохаммада (1981-2003 гг.) историческая столица государства выросла почти в десять раз, привлекая не только коренных малайцев, но и «гастарбайтеров» из Индонезии, Индии и Непала. Чрезмерная концентрация функций и населения, естественно, привела к острым инфраструктурным, экологическим и прочим проблемам, тормозящим экономику региона и негативно сказывающимся на имидже страны. Чтобы придать развитию столичной агломерации более устойчивый характер и разгрузить и реконструировать её ядро, было решено выделить несколько приоритетных направлений роста метрополии, создав ряд зон интенсивного развития, включая созданный с нуля международный аэропорт, ИТ-кластер и несколько городов-спутников, одним из которых и стала новая столица.
Столь масштабные проекты, уже обошедшиеся в десятки миллиардов долларов2 несмотря на относительную дешевизну рабочей силы, могут быть оправданы в условиях обостряющейся конкуренции за финансовые и интеллектуальные ресурсы между странами Юго-Восточной Азии и мусульманского мира. Малайзия, демонстрирующая стабильно высокие темпы роста, пока не вошла в клуб развитых государств, и чтобы сократить отставание, ей необходимо как можно быстрее устранить «узкие места» национальной экономики – в частности, решить наиболее острые проблемы крупнейших агломераций.

[thumb]/files/u11/ad53f934ac9dbec7117cda24756d2c3b.jpg[/thumb]
… а мост Seri Gemilang почти буквально копирует мост Александра III в Париже

Изначально премьеру импонировала идея перенести административный центр вообще на восток Малаккского полуострова – в соседний штат Паханг [Pahang]. Таким образом, новая столица расположилась бы ближе к геометрическому центру страны, разделённой на две части Южно-Китайским морем. Однако в июне 1993 года Махатхир, по совету иностранных консультантов (в числе которых был Кишо Курокава)3, принял окончательное решение в пользу южной части округа Пранг Бесар [Prang Besar] в штате Селангор [Selangor]. Выбор под строительство заболоченной территории, густо поросшей каучуковыми деревьями, объяснялся одновременной близостью к метрополии и к проектировавшемуся аэропорту. В честь первого руководителя страны принца Абдул-Рахмана Путра Аль-Хаджа новую столицу нарекли «Путраджайя» («джайя» по-малайски означает «успех»).
Город-спутник расположен в эпицентре зоны интенсивного развития столичной агломерации – так называемого «Мультимедийного суперкоридора» [Multimedia Super Corridor (MSC)], протянувшегося с севера на юг от башен Petronas Twin Towers в центре Куала-Лумпура до нового аэропорта [Kuala-Lumpur International Airport] в Сепанге. Территория «суперкоридора» площадью 750 км2 представляет собой прямоугольник длиной 50 км и шириной 15 км. Чтобы избежать хаоса при его освоении, правительство Малайзии совместно с властями штата Селангор профинансировало разработку Схемы территориального планирования центральной части «суперкоридора» (так называемого «Южного коридора роста» [South Growth Corridor]) площадью около 150 км2. Ожидается, что к 2020 году здесь будут проживать до 570 тысяч человек (включая 250 тысяч жителей Путраджайи).
Помимо создания нового административного центра, проект освоения центральной части MSC включает в себя строительство ещё одного сателлита – ИТ-кластера, задуманного как местный вариант Силиконовой Долины. Этот город, названный Сайберджайя [Cyberjaya], расположен в 5 км к западу от Путраджайи. На его территории располагаются высокотехнологичные производства и связанные с ними научно-исследовательские и образовательные центры с кампусами и жилыми кварталами.
Участие Курокавы в проекте децентрализации Куала-Лумпура не было случайным. До своей смерти в прошлом году японский зодчий руководил крупным бюро, занимавшимся не только архитектурным проектированием, но и градостроительством и региональным планированием. Наиболее масштабным его проектом был план развития столичного региона Токайдо («План Токио-2025», 1987)4, который предусматривал рассредоточение административно-деловых функций вдоль конурбации Токио-Нагоя-Осака-Киото, включая помимо прочего создание искусственного острова в Токийском заливе.
В 1990-е годы активность японского архитектора принесла ему заказы в странах Юго-Восточной Азии, переживающих стремительную урбанизацию. Для Китая Курокава разработал три проекта, два из которых реализуются в дельте Жемчужной реки. Города этого региона – Гонконг, Шэньчжэнь и Гуанчжоу (Кантон), сами по себе являющиеся крупнейшими мегаполисами мира, быстро срастаются в то, что принято называть мегалополисами; соответственно, вопрос о стратегическом плане развития этой обширной и густонаселённой территории стоял особенно остро.
Идеи «Токио-2025» нашли применение и в Малайзии, в проекте Эко-Медиа-Сити. Получив в 1992 году заказ на проектирование нового аэропорта в Сепанге, Курокава, как упоминалось выше, предложил малайским руководителям разработать план регионального развития столичной агломерации, включая аэропорт и морской порт в устье Кланга. Идея Курокавы заключалась в создании плотной сети из нескольких компактных поселений, связанных плотной сетью автомобильных и железных дорог, а также инженерных и электронных коммуникаций. Узлами этой «паутины», должны были стать Путраджая и Сайберджая.
Несмотря на активность иностранных компаний, проект новой столицы разрабатывался и до недавнего времени осуществлялся силами исключительно местных специалистов и фирм (планировщиков, архитекторов, инженеров, застройщиков и т.д.), что само по себе показательно. Для его реализации правительство учредило специальный Комитет по развитию Путраджайи [Putrajaya Development Committee], а также особый отдел [Putrajaya Development Unit] канцелярии премьер-министра.
К февралю 1994 года малазийскими бюро (Perunding Alam Bina, Akitek Jrurancang, BEP Akitek, Hijjas Kasturi Associates, Minconsult и Rekarancang) и специалистами правительственных агентств под руководством Департамента территориального и городского планирования [Federal Department of Town and Country Planning] и Департамента общественных работ [Public Works Department] были разработаны пять альтернативных планировочных схем. Была выбрана концепция «города-сада», которая легла в основу планировки новой столицы. Генплан, разработанный малайской фирмой TAK (Teo Ah Khing Design Consultants), был утверждён правительством в апреле 1997.
Для претворения проекта в жизнь в 1996 году была образована компания Perbadanan Putrajaya, главные функции которой – развитие города и управление его территорией. Функции генерального застройщика были переданы частно-государственной компании Putrajaya Holdings, на которую была возложена ответственность за возведение правительственных офисов, жилой и коммерческой недвижимости и основных объектов инфраструктуры. Putrajaya Holdings аккумулирует средства Khazanah Nasional (Министерства финансов Малайзии), а также двух компаний: Syarikat Nominee Bumiputra и национального нефтегазового концерна Petronas. Последний же (с 64,4 % капитала) является основным «донором» проекта.
Строительство Путраджайи началось в августе 1995 года, а уже в июне 1999 года состоялась официальная презентация города (характерно, что на время азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов работы не прекращались). Перевод госучреждений в новые помещения начался в 1999 году, а к 2005 году число их работников достигло 16 тысяч. Ожидается, что к 2010 году в Путраджайю переедут все федеральные чиновники с их семьями, хотя процесс этот идёт со скрипом, несмотря на административно-командный стиль правления Махатхира и его преемников.
В феврале 2001 года, по распоряжению премьера, новая столица была выведена из «областного» подчинения штата Селангор и получила статус «федеральной территории» (помимо Путраджайи им обладают Куала-Лумпур и Лабуан, главный город восточной части Малайзии, расположенной на острове Борнео). Высший орган местной исполнительной власти – муниципальный совет возглавил Азизан Заинул Абидин, глава корпорации Petronas.
Площадь Путраджайи составила 4931 га, 1826,5 из которых (37 %) занимают открытые пространства, водоёмы и зелень, равномерно распределённые по городской территории. На сегодняшний день её население не превышает 50 тысяч человек.
В основе композиционной структуры генплана Путраджайи лежит протяжённая ось, прочерченная с северо-востока на юго-запад. Её направление определено особенностями холмистого рельефа и, прежде всего, формой искусственного озера и его притоков. Чтобы использовать преимущества природного окружения наиболее полно и сделать город живописным, трассировка улиц и планировка кварталов максимально подчинены топографии. Изрезанная береговая линия позволила создать благоустроенный променад длиной 38 км, на который выходят площади, парки, зоны отдыха и наиболее репрезентативная застройка.

[thumb]/files/u11/58e1a20fd5d2d129b47988be02bc4f6a.jpg[/thumb]
Четверть территории города-сада отведена под парки и скверы

Путраджайя состоит из двух основных зон: центрального ядра и периферийных микрорайонов, разделённых искусственным озером, посреди которого на вытянутом в длину острове расположен Центральный район площадью 1069 га. Он разделён на пять кластеров, которые «нанизаны» на широкий 4,2-километровый проспект Persiaran Perdana: правительственный, коммерческий, полифункциональный, спортивно-рекреационный, а также общегородской культурный и общественный центр.
Главная столичная магистраль, композиция которой явно вдохновлена Елисейскими полями, является «становым хребтом» Центрального района. Она проходит вдоль всего острова, соединяя центр города с периферийными кварталами. В северной части эспланаду замыкает здание канцелярии премьер-министра, а в южной – дворец выставок и конгрессов. Помимо коммуникационной, проспект также несёт и репрезентативную функцию – именно здесь проходят парады, праздничные шествия, народные гуляния и разнообразные торжественные мероприятия.
Здания правительственных офисов строятся на территории района Dataran Putra, вытянутого вдоль главного проспекта и берегов искусственного озера. Помимо госучреждений в городе возводятся офисные здания, в которые переезжают штаб-квартиры или филиалы банков, страховых компаний и медиахолдингов.6
Периферийная зона состоит из 15-ти разновеликих микрорайонов, двенадцать из которых преимущественно жилые. Один из них — дипломатический городок, строящийся в северо-восточной части города, куда на первом этапе переедут посольств 85-ти стран. Планировка жилых кварталов также подчинена естественной топографии и организована вокруг открытых общественных пространств. Всего предполагается выстроить 67 тысяч жилищ разного типа и размера, рассчитанных на разный достаток. Большая часть периферийных микрорайонов имеет свой общественный центр, парк, культовые сооружения, расположенные в 5-минутной пешеходной доступности (в радиусе, не превышающем 400 м) от каждого жилища. Из общественных сооружений в жилых кварталах строятся школы, детские сады и образовательные центры, поликлиники, торговые центры, мечети и полифункциональные залы.
«Джентльменский набор» функций дополняют поля для гольфа, стадион, культурный центр и несколько торговых моллов. Среди наиболее репрезентативных сооружений города (не считая правительственных зданий и бизнес-центров) – главная мечеть, вмещающая 15 тысяч верующих, а также пока единственный музей – редких копий Корана.
Связь с метрополией и аэропортом KLIA обеспечивает сеть автомобильных и железных дорог. В 2002 году была пущена в эксплуатацию скоростная железнодорожная линия KLIA Transit, которая соединила центральный вокзал Куала-Лумпура с новым аэропортом, пройдя точно между Путраджайей и Сайберджайей.
Центральный и периферийные районы Путраджайи обслуживаются преимущественно наземным общественным транспортом (в настоящее время автобусами и такси). В дополнение к нему в настоящее время создаётся система монорельсовых дорог (хотя изначально планировалось строительство мини-метро) из двух линий: 12-километровой ветки с семнадцатью станциями и 6-километровой с шестью. Монорельс должен связать центр новой столицы с железнодорожной станцией KLIA Transit, расположенной на периферии Путраджайи, а также отдельные районы города друг с другом. Выбор этого вида публичного транспорта кажется несколько странным, учитывая его дороговизну и низкую пропускную способность. Возможное объяснение кроется в эффектном внешнем виде поездов, производящем магическое впечатление на азиатских политиков.
В целом, пассажиропоток распределяется следующим образом: личным транспортом пока пользуется 70%, тогда как на общественный приходится не более 30. Это объясняется тем, что большая часть работающих в городе-спутнике приезжает из других районов Большого Куала-Лумпура, а также наличием широкополосных автодорог высокого качества, пока не испытывающих проблем с заторами. Транспортное обслуживание внутри города организовано по принципу «park and ride» («автомобиль + общественный транспорт»). В периферийных районах построены 7 паркингов, объединённых с железнодорожной и автобусными станциями (а в будущем и линиями монорельса) и стоянками велосипедов. В городе создана разветвлённая сеть пешеходных и велосипедных дорожек, которая в значительной степени снимает проблему перемещения по новой столице.

Как было сказано выше, для Малайзии проект «Мультимедийного суперкоридора» в целом и новой столицы в частности является сильным козырем в жёсткой конкуренции с соседями. Однако Путраджайя интересна другим. Во-первых, её создание – ключевой элемент стратегии развития огромной обжитой территории столичного региона, реализующейся быстро, чётко и успешно. Во-вторых, большое уважение вызывает высокое качество планировочных решений, редкое даже на Западе, не говоря уж о нашем Отечестве, где важность городского и территориального планирования только начинает осознаваться политической элитой. Конечно, архитектура новой малазийской столицы заурядно помпезна и насыщена отсылками к известным образцам исламского зодчества. Тем не менее, строителям Путраджайи удалось создать весьма позитивный образ города с живописной, человечной, приятной для жизни средой. Российским властям стоило бы обратить пристальное внимание на малайский опыт, использовав его, как минимум, при решении проблем московской агломерации. Если уж не получается сократить госаппарат, может, стоит переселить чиновников куда-нибудь в Солнечногорск или в Электросталь?

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о