Без рубрики

Дом Ситроен

Архитектура не дружит с рекламой. Зодчие долго и тщательно рисуют фасады, создавая законченные композиции, не предполагающие дополнительных элементов. Но вот здание построено, и его владелец размещает на нём рекламу, причём на самом видном месте. Пропорции нарушены, единство стиля утрачено, архитектура испорчена. Есть, конечно, примеры «открытых систем», но это исключения.
Что делать архитектору в такой ситуации? Обычно возникновение подобных коллизий предотвращается регламентом застройки, который «укрощает» рекламу, сводя количество графической информации на фасаде к минимуму. Однако есть и другой путь. Зодчий может обратить слабость в силу, сделав рекламу своим союзником, дополнительным средством архитектурной «сценографии».
Елисейские Поля, хотя и являются главной улицей Парижа, архитектурными шедеврами не избалованы. Застройка авеню представляет собой эклектичную смесь из разных стилей. Подобно нью-йоркскому Бродвею или токийской Гинзе, парижский проспект является средоточием торговли и развлечений, привлекая массу народа. Архитектура здесь как бы отступает на второй план, скрываясь за широкими плоскостями витрин.
[thumb]/files/u11/41141df37872d25254b34440a9f55684.png[/thumb]
Новый центр «Ситроен», открывшийся в сентябре 2007 года, «играет» по иным правилам. Это не единственный автосалон в престижном районе: неподалёку расположены шоу-румы Mercedes, Renault, Peugeot и Toyota. Однако ни один из них не может составить конкуренцию «двойному шеврону» – экспозиция французского концерна представлена не только на первом этаже, а полностью заполняет весь объём здания.
Узкий (всего 11 м шириной) участок, на котором построен новый дом, принадлежит компании уже 88 лет: именно здесь в 1919 году был представлен «тип А» – первый автомобиль Андре Ситроена. В 1931 году здание было перестроено в стиле ар-деко: на его фасаде появилась огромная витрина, украшенная двумя «крышечками» – эмблемой концерна. Дела компании в семидесятые-девяностые шли не слишком успешно, и дом на Елисейских Полях, воспетый французским кинематографом, постепенно утратил свой лоск, превратившись в «гнилой зуб». Автосалон ужался до неприличных размеров, уступив большую часть пространства ресторану «Гиппопотам».
Возрождение концерна в конце девяностых, сопровождавшееся появлением успешных моделей С3 и Xsara Picasso, поставило на повестку дня вопрос о судьбе салона на Елисейских Полях. Броскому, вызывающему дизайну автомобилей с гидравлической подвеской должна была соответствовать яркая и при том технологически «продвинутая» архитектура.
Руководство концерна приняло решение снести старое здание и на его месте построить новое. Были приглашены пять архитекторов, как маститых, так и молодых. Проект Манюэль Готран обошёл таких сильных конкурентов, как Заха Хадид и Кристиан де Портзампарк, а также не столь «звёздных» Кристиана Бихера и Жака Ферье.
[thumb]/files/u11/5275131e4e00477abcb059d7f6852adb.png[/thumb]
Получив в распоряжение весь объём, ограниченный брандмауэрами соседних зданий и регламентной высотой 30 м, Готран придала новому зданию форму огромной глыбы льда, внутри которой, как в аквариуме, «плавают» восемь круглых площадок диаметром 6 метров, напоминающих хромированные блюдца. На каждой из таких платформ выставлена одна из наиболее успешных моделей Citroen (как культовых Traction Avant («передний привод»), 2CV («две лошади») или «де-голлевский» DS, так и новейшие концепт-кары – С-Metisse или С Airlounge). Платформы медленно вращаются вокруг своей оси, создавая ощущение постоянного движения.
Эта конструкция хорошо видна с улицы и служит самой эффективной рекламой. Снаружи здание кажется моделью автомобильного двигателя гипертрофированных размеров с, увы, статичными поршнями. (Первоначально предполагалось, что «блюдца» будут перемещаться по вертикали, и сходство с двигателем внутреннего сгорания было бы бесспорным. От этой идеи пришлось отказаться, что в какой-то мере компенсировано панорамным лифтом).
Фасад превращён в гигантскую трёхмерную витрину, заключённую в ажурную металлическую паутину. Тонкая графика переплётов элегантно обыгрывает эмблему «Ситроен» в виде двойного шеврона, растворяющегося в мозаике треугольников и ромбов. Плоская поверхность, воспроизводящая оригинальный рисунок фасада прежнего здания, постепенно приобретает объём, а затем плавно переходит в сетчатое перекрытие крыши и задний фасад.
[thumb]/files/u11/0b4eac0479eaaff9f305d423517f1014.png[/thumb]
Дизайн витража – результат сложных инженерных расчётов, главной целью которых была разработка узлов гибкого сочленения стеклянных панелей с металлическим каркасом. Для предотвращения последствий деформаций, которые могут быть вызваны сильным ветром или перепадом температуры, наружная оболочка конструктивно независима от несущего каркаса здания. Сетчатая конструкция витража, поверхность которого составляет 650 м2, а вес – 86 тонн, покоится на 52 роликовых подшипниках (допускающих растяжение металлических элементов) и лишь на двух неподвижных опорах в основании, обеспечивающих устойчивость целого. Сложность витражной оболочки потребовала исключительной точности от подрядчиков в лице компании Secim, которые изготовили и смонтировали её элементы. Допуски на точность взаимного расположения скользящих опор не превышали 5 мм по всем направлениям. Трудности усугублялись и тем, что на доставку и строительные работы на участке у оживлённой магистрали, отводилось не более пяти часов в сутки – с часа ночи до шести утра. В результате на монтаж витражей ушло пять месяцев.
Внутренние пространства оформлены в фирменной ситроеновской красно-белой цветовой гамме, благодаря чему напоминают интерьеры космического корабля будущего. На фоне молочно-белых поверхностей стен и полов акценты красного, сочетающиеся с хромированными деталями и аксессуарами, смотрятся исключительно нарядно. Одна из стен может служить огромным проекционным экраном.
[thumb]/files/u11/e87ac24bcc425c4973a9a30a9e8e5673.png[/thumb]
Пол узкого, вытянутого по горизонтали первого этажа слегка наклонён, так что посетителям, входящим в здание, приходится преодолевать небольшой подъём. Этот чисто барочный эффект создаёт иллюзию движения пространства, делая его ещё более динамичным.
Яркая и при этом по-французски элегантная архитектура салона «Ситроен» застаёт прохожих врасплох, завладевает их вниманием, а затем затягивает внутрь, где они становятся участниками футуристического аттракциона. Дом на Елисейских Полях – представитель нового поколения хай-тека – ещё более технологически изощрённого и при этом обладающего органической теплотой и художественностью ар-деко, чего так не хватает технократическому модернизму..

Василий Бабуров
Фото Philippe Ruault

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о